ТВОРЧЕСКО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ«ЗИМНИЙ ГОРОДОК» ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ВАСИЛЁК»
ГУО «Средняя школа № 4 г. Столбцы»
Информационная карта проекта
Составляющие проекта
|
Краткая характеристика
|
Название проекта
|
Проект зимнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Василёк» «Зимний городок»
|
Учреждение, которое реализует проект, адрес
|
ГУО «Средняя школа №4 г.Столбцы»
222666
Г.Столбцы, ул.Мира, 20
sch4@stolbtsy-edu.gov.by
|
Автор проекта
|
Гайко Елена Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе
|
Нормативно-правовое обеспечение
|
Конституция РБ.
Закон «Об образовании в РБ».
Положение об ОЛ «Василёк».
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления по образованию, спорту и туризму и ГУО «Средняя школа №4 г.Столбцы».
Должностные инструкции работников.
Справки о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Планы работы.
|
Методическое обеспечение проекта
|
- Гражданско-патриотическое;
- Спортивно-оздоровительное;
- Художественно-творческое;
- Образовательно-развивающее;
- Трудовое и безопасность жизнедеятельности;
- Культурно-досуговое.
|
Цель
|
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, расширение их кругозора, создание оптимальных условий для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей и формирование социально-активной личности гражданина и патриота; развитие личностного потенциала, содействие формированию гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе; развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
|
Задачи
|
- обеспечить занятость и охрану здоровья детей, прививать навыки здорового образа жизни;
-оказать социальную поддержку детям из неполных семей и многодетных;
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и зимнего отдыха детей;
-спланировать и провести комплекс мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в условиях временного коллектива;
-создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления.
|
Краткая идея смены
|
Вся смена «Зимний городок» представлена в виде комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних, формирования интереса к различным видам деятельности; воспитанию бережного отношения к окружающей среде
|
Ожидаемые результаты
|
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физического и психологического здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;.
- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве;
- личностный рост участников проекта;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
|
Критерии эффективности
|
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворённость детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
|
Категория участников
|
Проект может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Возраст участников проекта: 6-10 лет.
|
Срок реализации проекта
|
Краткосрочный проект
1 смена с 26.12.2023 – 31.12.2023 (6 дней)
|
Кадровое обеспечение
|
- начальник оздоровительного лагеря;
- заместитель начальника оздоровительного лагеря;
- педагог-организатор;
- воспитатели;
- медицинский работник;
-библиотекарь;
- руководитель физического воспитания;
-руководитель по военно-патриотическому воспитанию;
- руководители объединений по интересам;
- работники кухни;
- техработники.
|
Материально- технические условия для реализации проекта
|
- библиотека;
- стадион;
- столовая;
- игровая;
|
Пояснительная записка
Зима для детей – это разрядка, накопившейся за вторую четверть напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное-самого себя.
Зимний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы зимнего лагеря имеют оздоровительно-познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Лагерь размещается на базе ГУО «Средняя школа №4 г. Столбцы». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Объективные факторы работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В зимнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии – дыхательная гимнастика, зарядка и закаливание, минутки здоровья.
Условия реализации проекта
Механизм реализации проекта
«Зимний городок» - смена лагеря «Василёк» с дневным пребыванием.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (декабрь):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
- Организационный:
-формирование отряда;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголка отряда.
- Основной (6 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
- Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Образовательная деятельность в рамках смены «Зимний городок» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 10 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов.
Методическое сопровождение проекта
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, которое задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об истории каждой области)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядка, спортивно-развлекательные игры, спортивные состязания, шахматно-шашечный турнир, полоса препятствий и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения:
- диагностический;
- консультационный;
- прогностический;
- практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
-Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
- Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
- Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание проекта
Зимний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа
Главная цель спортивно - оздоровительной работы – это сохранение и укрепление здоровья детей. Она включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в оздоровительном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя зарядка различной тематики;
- утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики;
- минутки здоровья (минутка здоровья «Детский травматизм», минутка здоровья «Танец маленьких утят», минутка здоровья «Спортивная гигиена»).
- осмотр детей медицинским работником;
- организация здорового питания детей (использование йодированной соли при приготовлении пищи, дополнительная С-витаминизация);
- подвижные игры на свежем воздухе;
- спортивные праздники, эстафеты и, час веселых игр, игровая программа.
Организация культурно-досуговой работы
Ее цель - организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются:
- спортивные соревнования, представления, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию включает в себя формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Работа по трудовому воспитанию и безопасной жизнедеятельности включает мероприятия по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, проведение инструкций по охране труда.
Трудовое воспитание — процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью формирования у них трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы:
- бытовой самообслуживающий труд (дежурство по отряду и столовой);
- общественно полезный труд;
- инструктаж по безопасному поведению в период каникул, во время оздоровления в школьном лагере;
- минутки безопасности.
Образовательно-развивающая работа включает мероприятия по изучению областей и областных центров, оформление презентаций, проведение викторин, интеллектуальных игр и информационных видео-минуток.
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Система контроля и результативности реализации проекта
№ п/п
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
|
Ноябрь-декабрь
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
2.
|
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления интересов, мотивов пребывания в лагере.
|
1 день смены лагеря
|
Воспитатели
|
3.
|
Ежедневное наблюдение за настроением детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря, воспитатели
|
4.
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
|
Последний день смены
|
Воспитатели
|
5.
|
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
|
В течение смены
|
Начальник оздоровительного лагеря
|
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Ожидаемые результаты
- общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
- укрепление физического и психологического здоровья детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
- получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве;
- личностный рост участников проекта;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений:
- лидерские способности.
- чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
- умение общения с взрослыми.
- высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.