Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:
1) физические признаки:
–боль при сидении, ходьбе;
–порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
–гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;
–жалобы на боль и зуд в области гениталий;
–повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
–инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
–недержание мочи;
–наличие инфекций, передающихся половым путем;
–беременность;
2) изменения в выражении сексуальности:
–кажущиеся странными и необычными или несоответствующие возрасту знания о сексе;
–необычная или несоответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);
–повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;
–склонность к сексуальным действиям с другими детьми;
–имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
–соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:
–трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
–внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
–частая задумчивость, отстраненность;
–постоянная депрессивность, грустное настроение;
–нежелание принимать участие в подвижных играх;
–непристойные выражения, несвойственные ребенку ранее;
–чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
–терроризирование младших детей и сверстников;
–чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
–возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
–отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
–жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
–амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
–рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);
–утрата туалетных навыков (чаще у малышей);
–равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);
4)изменения личности и мотивации, социальные признаки:
–прогулы занятий в учреждении образования;
–внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
–неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
–принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
–неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;
–отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);
5)изменения самосознания:
–снижение самооценки;
–отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
–саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);
–суицидальные разговоры и попытки;
6) невротические и психосоматические симптомы:
–обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
–сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);
–боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);
–головная боль, боли в области желудка и сердца;
–навязчивые страхи;
–расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:
– избегание упреков, обвинений, пристыживаний;
– серьезное отношение к услышанному;
– спокойствие, выдержка;
– успокаивания, подбадривания, поощрения;
– сопереживание;
– искренность, честность;
– использование лексикона ребенка;
– восприятие всех без исключения услышанных сведений;
– незамедлительная и тщательная проверка предположений.
!Категорически не рекомендуется:
- Давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
- Советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.