Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения всегда являлось одним из важнейших факторов эффективного развития государства и общества, залогом его процветания и благополучия. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения стало одним из направлений деятельности учреждений образования Республики Беларусь. Воспитание посредством познания родного края традиций своей страны было и остается одним из перспективных направлений работы.
Проект «На ракете по планетам путешествуем мы летом» был направлен на актуализацию задач формирования национального самосознания как неотъемлемой части гражданственности и патриотизма. Он разработан с целью создания условий для повышения уровня гражданско-патриотической и нравственного воспитания подрастающего поколения, для организации досуговой деятельности воспитанников, а его выполнение и реализация на практике вступают как синтез образовательной, воспитательной и творческой деятельности учащихся. Важным моментом является также создание условий для развития у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, социальной активности, проявление активной жизненной позиции и более полной творческой самореализации, что также учитывалось при создании проекта.
Главная идея программы - сформировать у детей базовые гражданские и жизненные ценности, а результаты воспитания проявятся в их поведении и поступках.
Целью программы является создание условий для приобщения воспитанников к культурному наследию своей страны, для повышения уровня гражданско-патриотического и нравственного воспитания.
Задачи:
- приобщать воспитанников к культурному наследию белорусского народа;
- формировать чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине, чувство гордости за свой народ;
- формировать гражданскую позицию, ответственность и достоинство, культуру отношений, навыки общественной жизни.
- развивать творческий потенциал воспитанников;
- воспитывать интерес и уважение к истории, традициям и культурному наследию своей страны;
- воспитывать позитивное отношение к труду, продуктам собственной деятельности, ответственность, самостоятельность.
Задача педагогов - помочь детям сориентироваться в потоке событий, усвоить информацию о национальных ценностях, культуре, традициях народа, о героическом прошлом страны, привить гражданско-патриотические и нравственные качества, выработать свою активную гражданскую позицию.
Программа рассчитана на детей 1-4 классов. Оптимальное количество детей в лагере – 100 человека. Для обеспечения работы лагеря используются библиотека, спортивный зал, спортплощадка, 7 игровых комнат, 4 спальни, актовый зал.
Программа рассчитана на одну лагерную смену (на 15 дней). Этот период предполагает реализацию этапов программы (подготовительного, основного, заключительного).
Программа предусматривает ежедневную творческую деятельность детей через получение отрядных и индивидуальных заданий и обязательный отчет об их исполнении перед штабом лагеря. Весь распорядок дня выстраивается таким образом, чтобы детям было удобно выполнять задания.
Главный персонаж лагерной смены – мальчик Лунарик, который вместе с воспитанниками лагеря путешествует по планетам Галактики.
Что может дать детям участие в проекте?
- конкретный опыт участия в процессе общественной и личностно значимой деятельности;
- новые знания, расширение своего кругозора;
- новые коммуникативные и организаторские навыки, которые впоследствии пригодятся в жизни;
- создание дружного коллектива, в котором ребенок получит поддержку и уважение сверстников, возможность приобрести новых друзей.
- участие в проекте способствует изучению истории своей страны, формированию морально-нравственных качеств личности ребенка, создает мотивацию к деятельности, позитивный эмоциональный настрой.
Информационная таблица проекта
Название
проекта
|
«На ракете по планетам путешествуем мы летом»
|
Цель проекта
|
Создание условий для приобщения воспитанников к культурному наследию своей страны, для повышения уровня гражданско-патриотического и нравственного воспитания.
|
Задачи проекта
|
· приобщать воспитанников к культурному наследию белорусского народа;
· формировать чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине, чувство гордости за свой народ;
· формировать гражданскую позицию, ответственность и достоинство, культуру отношений, навыки общественной жизни;
· развивать творческий потенциал учащихся;
· воспитывать интерес и уважение к истории, традициям и культурному наследию своей страны;
· воспитывать позитивное отношение к труду, продуктамсобственной деятельности, ответственность, самостоятельность.
|
Целевая
аудитория
|
Воспитанники лагеря «Василёк» при ГУО «Средняя школа №4 г. Столбцы». Количество: 100 детей в возрасте 6-10 лет
|
Сроки
реализации
|
1 смена
|
Краткая игровая идея
|
«На ракете по планетам путешествуем мы летом» - этот проект направленна изучение культуры, традиций белорусского народа, формирование правовой культуры и здорового образажизни, раскрытие творческого потенциала ребят.
«Путешествие по планетам» - это маршрут перемещения отрядов, в процессе которого ребята изучают предложенные материалы, выполняют задания, реализуют творческие инициативы в рамках проекта. Каждому отряду необходимо пройти свой маршрут, заработать наибольшее количество бонусов.
|
Предполагаемый результат
|
· создание условий для развития творческого потенциала и его реализации;
· формирование гражданско-патриотической позиции, нравственных качеств личности учащихся, правовой культуры;
· привитие подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважения и почитания её традиций и обычаев, чувства гордости за свой народ;
· привитие позитивного отношения к труду, формирование личностных качеств, таких как: ответственность, активность, самостоятельность, аккуратность;
· выведение качества воспитания и обучения на более высокий уровень через новые разнообразные формы и методы работы;
|
Уровни реализации
проекта
|
· индивидуально-личностный (вариантность выбора деятельности, самовыражение, самореализация, самопознание, самоанализ, система индивидуального роста и активности);
· «Отрядный» - деятельность детей внутри временного коллектива (сотворчество);
· «Общелагерный» - участие детей и родителей в ключевых мероприятиях программы;
· «Внешний» - сотрудничество с общественными организациями г. Столбцы.
|
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Цели и задачи этапа:
- осуществить организационно-управленческие мероприятия по организации деятельности;
- изучить необходимую литературу и Интернет-ресурсы;
- подготовить методическое обеспечение деятельности в рамках проекта;
- изучить интересы, склонности, увлечения ребят, ожидания от пребывания в лагере;
- сформировать органы детского самоуправления;
- предъявить единые требования к правилам безопасности, дисциплины вовремя работы;
- создать доброжелательные межличностные отношения во время пребывания детей в лагере, сплотить детский коллектив.
2 этап – основной
Цели и задачи этапа:
- реализовать проект;
- организовать активную деятельность ребят;
- создать условия для формирования у учащихся чувства патриотизма, уважения к национальным традициям белорусского народа через данный проект;
- сформировать у воспитанников гражданско-патриотические, морально-нравственные качества; способствовать процессу социализации личности;
- воспитывать у ребят такие качества, как: активность, ответственность, инициативность; развивать организаторские и коммуникативные навыки.
3 этап – заключительный
Цели и задачи этапа:
- подвести итоги проекта;
- провести рефлексию на выявление у детей эмоционального настроя, удовлетворенности пребывания в лагере, участия в игре-путешествии.
Принципы создания проекта
Проект базируется на следующих принципах:
- Принцип эффекта положительной цели
Подбор различных форм и методов и приемов работы для успешной адаптации, и дальнейшего пребывания детей в объединении по интересам;
Работа ведется на перспективу, обеспечение эффективного развития выбранной темы в течение учебного года и более;
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению его способностей;
Каждому ребенку предоставлена возможность реализовать себя в различных сферах и за это получить условное вознаграждение;
Ребенок может выбирать различные формы сотрудничества и налаживания экономических отношений в системе педагог-ребенок, ребенок-ребенок;
- Принцип творчества и успеха
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности детей. Благодаря творческому подходу, каждый выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности ребенка;
- Принцип доверия и поддержки
С учетом социально-психологического аспекта выстраивается определенная система отношений и методов сотрудничества и взаимодействия, наиболее подходящих для каждого конкретного ребенка, организуется индивидуальная психолого- педагогическая поддержка.
Направления деятельности
Реализация проекта подразумевает работу по 4 направлениям:
- Мероприятия приурочены Дню защиты детей
- Мероприятия, посвященные Дню родного города
- Мероприятия в рамках года исторической памяти
- Мероприятия гражданско-патриотической тематики, с целью повышения уровня нравственного воспитания подрастающего поколения.
План реализации проекта
- Организационный период
Цели и задачи:
- заложить основы временного детского коллектива, основываясь на традициях лагеря;
- обучить и приучить ребят соблюдать режим, санитарно-гигиенические нормы;
- спланировать совместную жизнедеятельность;
- способствовать сплочению детского коллектива.
- II. Основной период
Цели и задачи:
- способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, на основе развития коллектива и межличностных отношений, разносторонней коллективной, творческой деятельности;
- формировать чувство любви к белорусской культуре, традициям;
- развивать организаторские умения и коммуникативные навыки воспитанников через систему общественных поручений, выборный актив, временные объединения.
III. Заключительный период
Цели и задачи:
- создать атмосферу дружеского прощания;
- провести рефлексию эмоционального состояния участников проекта;
- подвести итоги смены.