ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы: «Школа спасателей»
Авторы и руководители: Осипенко О.А., начальник лагеря.
Адрес учреждения: г. Столбцы, ул. Мира, 20.
Контактные телефоны: 5-50-16
Краткое содержание программы: Программа рассчитана на воспитанников 10-13 лет.. Основная цель программы: формировать культуру безопасности у воспитанников через включение в просветительскую и практическую деятельность при проведении разноплановых мероприятий по ОБЖ.
Содержание программы отвечает современным требованиям и условиям образования и направлена на формирование культуры безопасности воспитанников, повышению их готовности к безопасной жизнедеятельности.
Форма проведения: лагерь дневного пребывания.
Место проведения: ГУО «Средняя школа № 4 г. Столбцы».
География участников: обучающиеся 5-6 классов.
Общее количество участников: 35 человек .
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Один из самых актуальных вопросов сегодня - безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях. Подготовить детей к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья.
Целенаправленная работа по обучению основным навыкам самозащиты при ЧС, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного обращения с огнем, безопасного поведения детей на улицах и дорогах позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций с участием обучающихся школы, в том числе и воспитанников лагеря.
Именно с этой целью разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Школа спасателей», которая представляет широкий спектр направлений деятельности по основам безопасности жизнедеятельности (профилактике ДТП и пропаганде ПДД, ППБ и т.д.).
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, была вызвана необходимостью обобщения и систематизации практических знаний учащихся в области личной безопасности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Содержание программы отвечает современным требованиям и условиям образования и направлено на формирование культуры безопасности воспитанников, повышению их готовности к безопасной жизнедеятельности.
Новизна программы. В школе ведется систематическая и содержательная работа в данном направлении в течение учебного года. Воспитательная функция при формировании культуры безопасности и ценностного отношения к ЗОЖ реализовывается на уроках ОБЖ, в массовой внеклассной и внеурочной деятельности. Вместе с тем нужно отметить, что теоретических знаний правил безопасности недостаточно и новизна программы оздоровительного лагеря прослеживается в необходимости отработки практических навыков. Программа основана на возможности применения, на практике, приобретенных во время смены или уже имеющихся знаний основ безопасности у детей через организацию интересных, познавательных мероприятий с привлечением сотрудников специальных служб города. Программа позволит воспитанникам приобрести и обобщить определенные теоретические, практические знания и умения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, по пожарной и дорожной безопасности, а так же примерить на себя роль спасателей, моделируя в игровой форме чрезвычайные ситуации.
Таким образом, реализация программы будет содействовать формированию культуры безопасности у воспитанников через включение в просветительскую и практическую деятельность при проведении разноплановых мероприятий по ОБЖ.
Понятийный аппарат программы
«Дружина юных спасателей» - образовательное пространство, состоящее из 2 отрядов.
Школа спасателей. В течение всей смены воспитанники отрядов обучаются в Школе спасателей, где отрабатывают и закрепляют специальные навыки по медицинской помощи, пожарной и дорожной безопасности и адекватных действий при ЧС.
Центроспас – высший орган самоуправления, координирующий работу лагеря, в состав которого входят воспитанники подросткового возраста, вожатые.
Слет спасателей - коллективное творческое дело, проводимое в конце смены, с демонстрацией практических навыков и умений воспитанников.
Час спасателя - практическое занятие с воспитанниками по ОБЖ
Юный санитар - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по оказанию первой медицинской помощи в Школе спасателей.
Юный пожарный - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по пожарной безопасности в Школе спасателей.
Юный инспектор дорожного движения - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по ПДД в Школе спасателей.
Юный спасатель - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по действиям в экстремальных ситуациях в Школе спасателей.
«Спасики» - награда за успешную работу в Школе, символ рейтинга личностного роста.
Значки – вручаются по итогам «Слета спасателей» с присуждением званий:
- Значок в виде пожарной каски – Школа пожарных
- Значок в виде светофора – Школа юных инспекторов ДД
- Значок в виде красного креста – Школа санитаров
- Значок в виде аббревиатуры МЧС – школа спасателей
- КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-13 лет и реализуется в течение одной смены продолжительностью 15 дней
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой целостный комплекс воспитательных, профилактических, творческих, интеллектуально-развивающих мероприятий с элементами практической отработки полученных знаний в области безопасной жизнедеятельности.
В течение дня для детей воспитатели организуют Час спасателя, где дети знакомятся с ситуациями, которые могут стать причиной несчастного случая. После обсуждения ситуаций дети выполняют задания, в процессе выполнения которых отрабатываются практические навыки и умения
Для более эффективной организации образовательного пространства в программе предусмотрена возможность совместного сотрудничества с субъектами профилактики: РОЧС, ОГАИ, Скорой помощью и ОСВОД. Взаимодействие происходит в виде встреч с сотрудниками служб, экскурсий, бесед, а так же организации и проведения конкурсов, викторин и соревнований, подготовленных силами детей и вожатых, с приглашением сотрудников служб в качестве судейской коллегии.
- ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель программы: формировать культуру безопасности у воспитанников через включение в просветительскую и практическую деятельность при проведении разноплановых мероприятий по ОБЖ.
Задачи:
- Формировать навыки безопасной жизнедеятельности через организацию практических занятий по пожарной, дорожной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, адекватных действий в экстремальных ситуациях.
- Формировать мотивацию у воспитанников к применению накопленных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты
- Сформированы навыки безопасной жизнедеятельности по пожарной, дорожной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, адекватных действий в экстремальных ситуациях.
- Сформированы умения по организации пропагандистской деятельности через проведение акций, конкурсов, КТД и агитбригад по ОБЖ.
- КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии
|
Показатели
|
Результат
|
Формирование практических навыков безопасной жизнедеятельности
|
-Повышение уровня практических знаний по ОБЖ
|
-Не менее 80% воспитанников награждены грамотами за отличные знания и умения по ОБЖ
|
Уровень достижения результатов
|
-Положительная мотивация к выполнению практических заданий;
-успешная деятельность в Школе спасателей
-обогащение практического опыта воспитанников
|
- Не менее 80% детей вовлечены в работу Школы спасателей
- 80 % детей поощрены за успешную деятельность в Школе спасателей
- присвоение воспитанникам званий (Юный пожарный, Юный санитар и т.д.)
|
Эмоциональный настрой
|
- Удовлетворенность своей деятельностью
|
- 90% воспитанников удовлетворены пребыванием в лагере
|
- СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
Модель игрового взаимодействия
В основе организации смены лежит сюжетно-ролевая игра со своими законами и правилами.
Дети, посещающие лагерь, приняты в Дружину юных спасателей, которая состоит из 2 разных школ . В течение смены дети обучаются в Школе спасателей, Школе санитаров, Школе пожарных, Школе инспекторов ДД. В начале смены отряды получают маршрутный лист, где прописаны задания и мероприятия определенной Школы. Каждый маршрут отряды проходят в течении 4 дней. Успешно выполняя задания, участвуя в мероприятиях, организуемых Центроспасом, воспитанники имеют возможность к концу смены получить звание спасателя. (Юный пожарный, Юный санитар, Юный спасатель, Юный инспектор).
Итог работы Школ - коллективно творческое дело «Слёт спасателей», где воспитанники демонстрируют практические знания и умения, приобретенные в Школах.
Логика развития содержания по направлениям программы. 1 день лагерной смены происходит погружение воспитанников в игру: воспитатели и вожатые рассказывают легенду, связанную с определенной школой, воспитанники определяют проблему и пути ее решения.
Каждый отряд получает индивидуальный маршрут игровой карусели на смену. Игровая карусель предполагает прохождение следующих модулей: «ПДД» «Пожарная безопасность», «Первая медпомощь», «Спасатель». На прохождение одного модуля (Школы) отводится 4 дня. Таким образом, каждый отряд в течение смены проходит обучение во всех 4 модулях (Школах). Последняя неделя смены отводится для подготовки и проведения Коллективно-творческого дела «Слет спасателей».
Воспитательные мероприятия в отряде планируются в соответствии с заявленными модулями.
«Первая медпомощь». В течение 4 дней воспитанники выполняют задания модуля: отрабатывают и закрепляют навыки по оказанию медицинской помощи. Ученики Школы проводят утренние зарядки, профилактические беседы, викторины, конкурсы по ЗОЖ, организуют встречи с медицинскими работниками.
«Пожарная безопасность». В течение 4 дней в Школе изучают правила пожарной безопасности и применяют их на практических занятиях с сотрудниками Пожарной части. Ученики школы проводят конкурсы рисунков, викторины, эстафеты по ПБ, экскурсии в ПЧ.
«Инспектор ДД». В течение 4 дней воспитанники выполняют задания модуля: изучают правила дорожного движения, проводят конкурсы, викторины по ПДД, организуют встречи с сотрудниками ГИБДД.
«Спасатель». В течение 4 дней дети рассматривают возможности опасных ситуаций дома, на природе, на водоемах и т.д. Организуют встречи с сотрудниками ГО и ЧС.
В конце смены проводится Слет спасателей. По итогам Слета победителям присваиваются звания.
Стимулирование деятельности воспитанников
Для стимулирования деятельности используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг определяется ежедневно после занятий в Школе спасателей, где каждому отряду по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга – «спасиков».
Символы:
- Знак в виде пожарной каски
- Знак в виде светофора
- Знак в виде красного креста
- Знак в виде букв аббревиатуры «МЧС»
Регулярно посещая выбранную Школу и успешно выполняя определенные задания, участвуя в мероприятиях, организуемых Центроспасом, отряды, имеющие в копилке наибольшее количество определенных знаков- «спасиков», к концу смены получают звание спасателя (Юный пожарный, Юный санитар, Юный спасатель, Юный инспектор).
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы разработаны планы работы Школы спасателей, методические пособия по описанию модели игрового сюжета, план мероприятий , подобран методический материал в соответствии с программой лагеря, игровой реквизит для проведения творческих дел. Планируется проведение до начала лагерной смены установочного семинара для лидеров школьного самоуправления, создание информационного стенда с оформлением уголков пожарной и дорожной безопасности, освещение проведенных воспитательных мероприятий на сайте школы.
Разработана система диагностики реализации программы, которая включает в себя:
- вводную диагностику для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
- текущую диагностику пребывания в лагере, эмоциональных состояний детей; удовлетворенности проводимыми мероприятиями.
- заключительную экспресс-диагностику для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
Вводная
диагностика
|
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование с целью выявления их интересов, беседы в отрядах.
|
Пошаговая
диагностика
|
Учет достижений по результатам учебы в Школах Беседы на отрядных сборах.
|
Итоговая
диагностика
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. КТД «Слет спасателей». Беседы в отрядах. учет «классиков» и «мастерков»)
|